Налог на вкусную нездоровую пищу

Издание British Medical Journal опубликовало две статьи, в которых выдвигается предложение ввода налогов на нездоровую пищу.

Согласно предположениям ученых, это поможет в борьбе с пандемией ожирения и других хронических заболеваний, вызванных этой проблемой.

Оливер Миттон, ученый Оксфордского университета опубликовал в одной из статей результаты своего исследования. Им и его коллегами был проведен анализ налоговых схем на греховные удовольствия (например, курение и употребление спиртных напитков), которые существуют во многих странах. В основе всех их лежит представление о том, что с повышением цены на товар, падает его потребление. Но в то же время, стало очевидно, что увеличение стоимости продуктов, употребляемых в качестве пищи не ведет к снижению их употребления. Например, поднятие цены на сырные палочки не заставит людей есть одну капусту. Люди не оставят свою привычку есть то, что они любят.

Группа Миттона также обнаружила ситуации, когда введение даже относительно невысокого налога было эффективным в переламывании ситуации. Так, в Дании эффективно подействовал введённый «налог на жир», а в столовой бостонской больницы Brigham and Women’s (США) увеличение стоимости сладких напитков на 35-процентов уменьшило их употребление на 26%.

Миттон и компания сделали вывод, что если и обкладывать налогом вредные продукты питания, то он должен быть не менее 20 процентов. В другом случае, он не будет эффективен.

Безусловно, они понимают и то, что это может вызвать нежелательные последствия: например, люди, которые не могут позволить себе купить дорогую еду, будут покупать дешевые и совсем не полезные продукты. Поэтому, также предлагают ввод субсидий на здоровую пищу, в частности на фрукты и овощи.

Более того ввод налога на сладости, может привести к увеличению спроса на жирную пищу. Поэтому эксперты рекомендуют обложить налогом сладкие напитки, и тем самым люди будут пить больше чистой простой воды.

Другая статья рассказывает об исследовании Коринн Хоукс из Городского университета Лондона, в котором она зазывает провести масштабные изменения в производстве и маркетинге пищевых продуктов. Идея статьи в том, что борцы с нездоровым питанием должны бороться не с конечным потребителем, а в первую очередь с пищевой промышленностью.

Она рекомендует отменить нововведения в системе государственного регулирования, которые были сделаны на протяжении последних десятилетий и стали одной из причин роста ожирения и неинфекционных заболеваний. Именно в это время у крупных производителей и розничных сетей появилась возможность контролировать цепочки поставок. Эффективная ценовая политика и новые методы маркетинга привели к увеличению спроса на дешёвые, но при этом вредные продукты, а именно — полуфабрикаты и напитки. Более того, сместилось соотношение дешёвых и вредных ингредиентов. Так роль подсластителя исполняет сегодня кукурузный сироп. Хоукс говорит о том, что нужно опять превратить эти вещи в дорогие и невыгодные и это поможет производителям от них отказаться.