Нефть – это один из основных двигателей современной экономики. Однако её запасы не бесконечны, а активное использование далеко не безвредно для планеты. Удивительно, что лучше всего это понимают в стране, занимающей 8 строку в списке лидеров по разведанным месторождениям и обладающей 6% мировых запасов чёрного золота – Объединённых Арабских Эмиратах. Мы уже писали об этом удивительном государстве, уделив основное внимание правителю Дубая и его инициативе сделать свой город – самым экологичным в мире. Любопытно, что основным «конкурентом» на это звание может стать другой город в ОАЭ – Масдар («источник», в переводе с арабского), строящийся в самом крупном эмирате страны Абу-Даби. Он финансируется монархом эмирата и одновременно президентом Объединённых Арабских Эмиратов Халифой ибн Зайд Аль Нахаяном, а идейным инициатором проекта был младший брат правителя Мухаммад.

Gorod_buduschego

Климат

Ключевым моментом этого масштабного проекта является противодействие и, наоборот, использование климатических особенностей. Поскольку страна расположена в пустыне, где солнце светит 360 дней в году, то одним из основных источников электроэнергии должно стать именно оно. Фотопанели будут не просто покрывать крыши зданий, они практически полностью скроют улицы, ширина которых не превысит 10 м. Это не только увеличит количество получаемого электричества, но и позволит немного снизить температуру внутри города.

Masdar_1

Рядом с будущим поселением уже построены две электростанции: солнечная мощностью 10 Мвт и тепловая «Солнце–1», которая представляет собой огромное поле со световыми отражателями и трубопроводом. Она рассчитана на обеспечение горячей водой и теплом 20 тыс. городских зданий. Сейчас обе станции поставляют избытки вырабатываемой энергии в Абу-Даби, расположенном в 17 км от места строительства. Также за городской чертой планируется возвести ветряную электростанцию, использующую на благо населения силу песчаных бурь.

Однако жара и горячие ветра накладывают и свои ограничения. Помимо того, что город будет закрыт от прямых солнечных лучей сверху, все здания делают ориентированными на северо-восток. Это должно уменьшить нагрев внутренних помещений и, следовательно, понизить необходимость применения кондиционеров. Также город будет обнесён высокой стеной, которая защитит его от пустынных ветров и песчаных бурь. Почти все здания не превысят отметки в 6 этажей, исключая башню бизнес-центра, высота которой составит 71 этаж. Естественно, в Pearl River Tower будут использованы все уже отработанные в других небоскрёбах и имеющие смысл для местных условий эко-технологии.

Masdar_2

Вода и отходы

Для ОАЭ вода – один из наиболее ценных ресурсов. Сократить её потребление в сравнении с другими населёнными пунктами близкими по количеству населения почти вдвое призвано множество технических приспособлений. Основным станет предприятие по переработке сточных вод, которое сможет очищать до 1500 кубометров в день. Предполагается, что это 100% от используемой населением и приезжими рабочими. Полученная вода пойдёт на капельный полив растений и технические нужды. Дополнительно трубопроводы снабдят специальными «умными» сегментами, а общегородской расход воды будет мониториться в режиме реального времени. Счётчики в домах оповестят жителей об их затратах воды, краны можно использовать только автоматически включающиеся и выключающиеся при поднесении рук.

Masdar_3

Для сортировки отходов в городе планируется постройка специального Центра переработки ресурсов. Но первым «рубежом» станут сами жители: во всех зданиях установят тройные контейнеры для сухих (пластик, дерево, бумага, металл, стекло), влажных (органика) и «остаточных» (различная упаковка от соков, зубной пасты и т.п.) отходов. В Центре же полученное будет проходить дополнительную сортировку, после чего «влажный» мусор отправится в специальные ёмкости для получения компоста, а остальной отправится на различные перерабатывающие предприятия в Абу-Даби.

Транспорт и рабочие места

Частные автомобили и даже электрокары на территории Масдара будут запрещены. Все передвижения должны осуществляться при помощи систем персонального автоматического транспорта. Это особые электротакси, передвигающиеся по магнитным рельсам без помощи водителей. Учитывая небольшие размеры города, добраться до любой точки можно за 10 и менее минут. Отсутствие светофоров позволит снизить нагрузку на энергосеть, а вредные выбросы населённого пункта с таким транспортом и вовсе будут нулевыми. Кстати, торговля квотами на них, в соответствии с Киотским протоколом, должно стать одним из заметных источников пополнения бюджета города.

Transport_v_Masdare

В городе будет проживать около 30-50 тыс. населения и ещё примерно столько же приезжать поездом из Абу-Даби на работу. Естественно, в Масдаре разместят только экологичные производства – сейчас планируется строительство завода по производству солнечных панелей. Благодаря свободной экономической зоне, власти надеются привлечь «зелёные» фирмы и стартапы из разных стран. Уже сейчас построен и начал функционировать Масдарский институт науки и технологий с его кампусом, так что студенты стали первыми жителями «города будущего». Правительство надеется, что наличие молодых специалистов станет ещё одним аргументом для привлечения в город наукоёмких «зелёных» производств.

Masdar_4

К сожалению, из-за экономического кризиса 2008 года и заметно упавших цен на нефть, завершение проекта Масдар существенно сдвинулось. Если раньше говорили об окончании строительства и начале полноценного функционирования в 2018, то теперь дата сдвинулась до 2025 года. Однако о замораживании или отмене проекта речи не идёт. Будем надеяться, что власти ОАЭ смогут завершить свой грандиозный проект, и он станет примером для других стран.