В этом году День отказа от покупок выпал не сегодня, 27 ноября. Впервые он был проведён в 1992 году в США, а в 2001 году акция распространилась на другие государства и получила статус международной. Сейчас такой день отмечается в 65 странах, среди которых, к сожалению, нет России. Однако всё в наших руках и любой может присоединиться к этой акции, которую можно назвать антипраздничной.

Vsemirniy_den_otkaza_ot_pokupok

История

Ещё в XIX веке в США появилась традиция – первая пятница после Дня благодарения (он отмечается в 4-й четверг ноября) становится днём массовых распродаж и скидок. В XX веке это событие получило название «Чёрная пятница» и распространилось по многим странам мира. Розничные торговцы и крупные сети начинают с этого дня сезон рождественских распродаж, предлагая товары со скидками от 30 до 90%. Но, разумеется, сами они не остаются при этом внакладе – за один день зарабатывая месячную прибыль и избавляясь в числе прочего от наиболее залежалых товаров. Ведь покупатели сметают с полок всё подряд. Ни одна чёрная пятница последних лет не обходилась без погибших в давке. Между покупателями нередко вспыхивают драки за заканчивающиеся товары, иногда они даже переходят в перестрелки. И, несмотря на всё это, люди с нетерпением ждут чёрной пятницы, чтобы сэкономить.

Всемирный день отказа от покупок возник в противовес сумасшествию «чёрной пятницы» и обществу потребления в целом. Идею его проведения высказал в разгар экономического кризиса 92 года Калле Ласн – канадский журналист эстонского происхождения. По его мнению, причина подобных кризисов кроется именно в неуёмном потреблении западного общества и ориентированности на это промышленности, а не в каких-либо экономических причинах. На следующий год акция из Канады распространилась на США и Мексику и стала ежегодной. Она специально проводится параллельно с «чёрной пятницей». В этот день активисты организовывают пикета и другие акции в наиболее крупных торговых центрах, призывая толпы разгорячённых скидками людей быть более разумными. В 2001 году День отказа от покупок при поддержке некоммерческого общества Adbusters прошёл сразу в 55 странах мира, получив статус международного. С тех пор он отмечается всё более широко.

11 Otkaz_ot_pokupok

Экологическое значение

По статистике, население стран с высоким уровнем жизни составляет 20% от общемирового, при этом они потребляют 80% всех добываемых в мире ресурсов. Примерно 30% всех совершаемых в развитых странах покупок отправляется в мусор будучи использованными не более нескольких раз (одежда, бытовая техника) или не применяясь вообще (продукты питания). При этом в остальном мире люди продолжают умирать от голода и холода. В этом заключается огромная социальная несправедливость общества потребления.

С точки зрения экологии необдуманное потребление наносит природе колоссальный урон. Большая часть мусора не перерабатывается вторично и загрязняет окружающую среду. Увеличение потребления влечёт рост необходимости в энергии и топливе для автомобилей, что также загрязняет воздух, почву, воду и истощает запасы полезных ископаемых. Уничтожение целых экосистем ради производства всё новых товаров наносит природе непоправимый вред.

Главным лозунгом акции стал: «Ради мира на земле ничего не покупай!» И его основная идея не в том, чтобы отказаться от покупок один день в году. Важно весь год относиться к своим приобретениям рационально. Научиться противостоять навязчивой рекламе и продавцам и тщательно оценивать необходимость каждой вещи. Также не стоит забывать о возможности купить или получить бесплатно вещи у других людей, которым они стали не нужны.